Коллекторам запретят часто звонить должникам
Наконец-то наши законодательные государственные органы делают, пусть не шаг, но, шажок в сторону укрепления и защиты прав заемщиков! Важная новость всколыхнула на днях общественность: ожидается, что коллекторы получат запрет на слишком частое общение с должниками. Это раз. Ну и еще, им (коллекторам) нельзя будет обсуждать любые вопросы, связанные с долгом заемщика, ни с кем, кроме самого должника.
Регламентироваться эти положения будут соответствующими поправками к закону «О потребительском кредите», которые подготовил и представил ко всеобщему вниманию Общероссийский народный фронт. Рассмотреть, обсудить и принять решение по ним собираются в мае в рамках круглого стола «Разбитое зеркало: как заемщикам, банкам и коллекторам не потерять свое лицо». Его будут проводить в стенах Государственной думы. После успешного чтения поправок, они должны быть вынесены на рассмотрение их нижней палатой. Подавать их будет заместитель председателя комитета по экономической политике при Государственной думе — Виктор Климов.
Климов подчеркнул, что вышеупомянутые поправки направлены исключительно на защиту прав заемщиков, которые ранее нарушались самым вопиющим и недопустимым образом. К примеру: случаи, когда коллекторы оставляли информацию о задолженности заемщика прямо у двери подъезда, по адресу его проживания, встречались очень часто, особенно в последнее время. Звонки по месту работы должника или по номерам телефонов его родственников, с разглашением конфиденциальной информации (имеется ввиду сумма задолженности, период просрочки и прочая аналогичная информация), — это ежедневная обычная практика работы коллекторских агентств. О беспрерывных навязчивых звонках, при чем — в любое время суток и, часто, с угрозами и говорить не стоит, с этим сталкивались почти все, кто знает, кто такие коллекторы не понаслышке.
Виктор Климов акцентировал внимание на том, что это недопустимо и подобную практику необходимо пресекать самым решительным образом в рамках действующего законодательства именно путем принятия соответствующих поправок!
Нарушителям будет грозить довольно серьезное наказание: от штрафа (на 20 тысяч рублей могут быть оштрафованы должностные лица, на 100 тысяч рублей — юридические), до лишения свободы сроком до 2 лет! Соответственно, административное наказание будет регламентироваться статьей 14.57 КоАПа, а уголовное — статьей 183 УК РФ. Одно условие: если будут приняты поправки!
На данный момент действует статья 15 закона «О потребительском кредите», которая регулирует порядок возврата долга. Однако, она ограничивает только время, в которое коллектор может контактировать с заемщиком. А именно: коллектору запрещается отправлять смс-сообщения или звонить должнику в ночное время. С новыми поправками эти ограничения остаются, плюс к ним вводится еще одно — контактировать можно не более 4 раз в сутки. Ну и предусматривается ответственность за нарушение этой нормы.
Но и это еще не все. Банкиры и коллекторы будут обязаны на протяжении 3 лет, с момента окончания направленных на возврат задолженности действий, если они были произведены во внесудебном порядке, хранить всю информацию относительно взаимодействия с должником. Она может быть востребована, если у контролирующих органов возникнут вопросы относительно правомерности действий банка или коллекторского агентства, либо же заемщик подаст по этому поводу в суд.
Эксперты финансового рынка сходятся во мнении, что предложение ОНФ — это очень уместный в сложившейся ситуации шаг. В частности, Игорь Костиков, председатель совета «Союз потребителей финансовых услуг», уверен, что рост просроченных кредитов на фоне кризиса просто неизбежен. Немного статистики: средний заемщик, проживающий в РФ, тратит на погашение ежемесячных платежей по кредитам около 40% от своего дохода. А первая просрочка платежа по займу сейчас происходит почти в 2 раза чаще, чем год-полтора назад. Соответственно, с работой коллекторов, которая зачастую выходит за всякие рамки правового поля, люди будут сталкиваться намного чаще.
Представители же коллекторских организаций скептически относятся к таким поправкам. Они считают, что такого рода изменения в законодательстве будут только провоцировать недобросовестных заемщиков не возвращать долги, будучи еще более уверенными в своей безнаказанности. А коллекторские агентства, которые нарушали закон и нормы морально-этического до этого, найдут лазейки и после принятия поправок. Алексей Саватюгин, который сейчас занимает должность президента Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, утверждает, что поправки однозначно нужны. Но, они должны быть не точечными. Только полноценный закон, принятый с учетом всех современных реалий, который будет регулировать деятельность коллекторов, исправит ситуацию!
Как новые поправки отразятся на деятельности коллекторов и качестве жизни простых граждан, и будут ли они приняты вообще, — можно только прогнозировать. Практическое же применение закона в «полевых» реальных условиях расставит все точки над «и», указывая, в каком направлении необходимо двигаться дальше.
Очень сложный момент. А потом как доказать, что это именно тот коллектор сделал? Или моет кто-то переусердствует в силу характера, а руководство должно нести ответственность? Да чтоб все руководители отвечали за своих подчиненных. А то максимум просто уволят и все — проблему якобы решили.
Я думаю, что раз такое предложение внесено, то они предполагают как-то его воплощать в реальность. Правда мне тоже пока слабо представляется, как это будет проходить и доказываться.
У нас часто сначала вводят закон, а потом думают, что же с этим делать и как он должен в реальности работать. Так что ничего удивительного нет. Хотя сейчас вроде подходят более ответственно к прописи законов.
Даже хотят ввести лишение свободы за доставание заемщика… Серьезно видимо кого-то коллекторы достали, раз такой закон решили ввести спустя столько лет. Да еще и в такой форме серьезной.
Да, этого Климова как будто петух клюнул. Такое ощущение, что раньше это было допустимо. а вот именно сейчас все, недопустимо.
Не обязательно так. Просто в стране столько проблем, что заботиться об этом было не так важно. А сейчас люди реально повально стали кредиты брать и многие уже знакомы с коллекторами. Вот проблема и назрела.
Ну наконец то будут регулировать действия коллекторов. Не станут трубить в всю глоту и всем подряд о долгах. Особенно на работе это неприятно. Ну посмотрим, что в итоге выйдет.
И не только на работе, а везде! Хочется, чтоб закон быстрее приняли и чтобы сразу стали принимать меры по нему. Потому что столько людей страдает из-за них. В больниц попадают с сердечными проблемами. Они же не сильных терроризируют, а пенсионеров в основном.
Ну конфиденциальная информация всегда была под запретом распространения. Тут главное контроль. А этим никто не занимался. У нас много такого. Закон есть, а следить за исполнением — никто не следит.
Контактировать не более, чем 4 раза в сутки??? Это наверное шутка? Ограничились бы двумя разами. Потому что 4 раза в день — это очень много. я с женой по телефону реже общаюсь.
В сложившейся ситуации, когда коллекторы уже вообще обнаглели, такой закон действительно будет очень кстати. просто сейчас народ уже не так боится их, и они все более настойчивы становятся.
Вот странные. Опять поправки пишут, а сами коллекторы понимают, что они и лазейки найдут, и это только для самих же клиентов еще хуже будет. Для чего тогда это делается?
Ситуация двоякая, конечно. Человек то не платил в принципе. Как бы он виноват. Никого не волнует по каким причинам. А отдавать не хочет. Коллекторы пытаются выбить как могут. а теперь им как делать? как воздействовать? Я думаю что коллекторских агенств поуменьшится.
Да сто процентов найдут другие способы. Это их профессия. Они этим на хлеб зарабатывают. И мораль тут не при чем. Запретят — хорошо. А что же будет дальше? Как бы не хуже.