Что делать, если банки угрожают по телефону
Мировой финансово-экономический и политический кризис очень негативно повлиял на кредитный рынок. По данным ОКБ (Объединенного кредитного бюро), количество просроченных кредитов в 2014-2015 годах существенно увеличилось, если сравнивать с показателями 2012-13 годов. Почему же так происходит? Неужели заемщики стали менее ответственными и перестали платить по долгам?
Действительно, по долгам многие платить перестали, но дело тут не столько в ответственности, сколько в безысходности. У людей просто нет средств к существованию. В ситуации, когда выбираешь, на что тебе потратить последние несколько десятков рублей: на пластинку таблеток или на буханку хлеба, про долги по кредитам, как-то, автоматически забываешь. А если не забываешь, то отходят они на второй план все по той же банальной причине: платить нечем.
Куда же делись деньги у населения? Народ, в большинстве своем, и раньше не очень богато жил. Но была возможность хоть как-то сводить концы с концами. Сейчас же, на фоне резкого повышения цен на все абсолютно, бешеной инфляции и утраты рабочих мест, лишения премий и так далее, это становится делать все труднее. Особенно тем, у кого за спиной долларовый кредит.
Люди, более-менее финансово грамотные, еще кое-как варьируют между патовой ситуацией и своими обязательствами, решая свои проблемы цивилизованными путями, договариваясь с банками о реструктуризации, кредитных каникулах и так далее. И то, далеко не всегда банки идут навстречу своим клиентам — должникам. А ведь подавляющая часть заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и понятия не имеет, что такие возможности вообще существуют, просрочивая даты внесения платежей и даже игнорируя попытки банка пойти на какой-либо диалог.
Это изначально тупиковый, неправильный путь. Который ничего, кроме еще большего усугубления ситуации, не принесет. Ведь лояльность банка тоже не безгранична. И нередко он переходит к конкретным действиям. И вот тут есть один очень важный момент: любое финансово-кредитное учреждение, в том числе и банк, должно действовать, в любой ситуации, исключительно в рамках действующего законодательства! Это основополагающий принцип их работы и общения с клиентами, который они, к сожалению, склонны игнорировать.
Часто можно услышать вопрос: «Что делать, если банки угрожают по телефону?» В этой статье мы постараемся помочь вам найти внятный ответ на него. Но, прежде, учтите и усвойте: угрожать банки не имеют права априори!
Каждый банк имеет свой механизм взыскания проблемных долгов. Кстати, проблемным долг может считаться уже с момента первой просрочки платежа по нему. Однако, все эти механизмы обязательно сводятся к некой общей процедуре:
— период ожидания. Он может длиться неделю, месяц, два и даже полгода с момента возникновения первой просрочки по кредитному договору. Важно: на протяжение этого времени штрафные санкции к должнику уже применяются;
— пассивные попытки связи с должником: отправка смс-сообщений или электронных писем с уведомлением о просроченной задолженности и просьбами о ее погашении, а также — об оплате штрафов;
— активные попытки выхода на связь с неплательщиком, которые выражаются в телефонных звонках, официальных письменных уведомлениях, отправке смс и электронной рассылке;
— обращение в коллекторскую службу;
— передача дела в суд.
Все вышеизложенное не противоречит действующему законодательству. Однако методы, которые используют банки и коллекторские агентства, очень часто идут с ним вразрез.
Что же делать, если банки, или коллекторы, угрожают по телефону? В данном случае и коллекторские агентства, и банки, будут рассматриваться в общем, так как действуют они совместно.
Если угрозы и запугивания действительно имеют место быть (именно угрозы, которые нужно отличать от требований погашения долга и уведомлений о самом факте возникновения просрочки), план ваших действий должен сводится к следующему:
1. Никакой паники. Это в первую очередь!
2. Необходимо выяснить, действительно ли долг, о котором идет речь, имеет к вам отношение, являетесь ли вы заемщиком именно той суммы, о которой говорит банк.
3. Нужно вести себя спокойно и адекватно, разговаривать с представителями банка грамотно и оперировать, по возможности, фактами и терминами. Благодаря этому, человек на другом конце провода поймет, что человек вы образованный и навешать себе «лапши на уши» не дадите.
4. Всегда, по возможности, записывайте свои разговоры с сотрудниками банка. Обязательно просите звонящего представиться, назвать свою должность, организацию и юридически обосновать причину звонка.
5. Если звонящие позволяют себе обращаться к вам по-хамски, спокойно и вежливо просите их о смене манеры общения и тона. Иногда этого простого приема бывает достаточно.
6. Разговаривая с представителем банка по телефону, постарайтесь, если это приемлемо для вас, договориться о кредитных каникулах или о реструктуризации долга.
7. Как вариант, если выхода из сложившейся ситуации вы не видите, а банк продолжает навязчиво звонить или угрожать, предложите ему сразу обратиться в суд. Так вы будете уверены, что, во-первых, ваши законные права не будут ущемлены, а во-вторых, в случае начала судебного производства, начисление всех штрафов по кредиту будет приостановлено. Да и не факт, что решение суда не будет вас радовать. Иногда бывает и так, что банк проигрывает в своих интересах в результате судебных разбирательств.
8. Если звонки все равно продолжаются, акцентируйте внимание представителя банка на том, что вы обратитесь в соответствующие компетентные органы с целью прекращения беспредела со стороны звонящих.
9. Напишите письменное заявление с просьбой о реструктуризации или о кредитных каникулах в банк.
10. Все факты контактирования с банком старайтесь фиксировать. Они могут пойти вам на пользу в случае судебного разбирательства.
11. Соберите все справки, которые потенциально могут быть полезны в суде для защиты ваших интересов.
12. Если ситуация не поддается урегулированию, и даже накаляется, пишите заявление в милицию. Одновременно начинайте консультации с кредитным адвокатом и подготовку к обращению в суд.
13. Помните, обратившись в суд, вы не только получите шанс решить вопрос в свою пользу (если ваша неплатежеспособность, по уважительным причинам, действительно будет доказана), но и получить моральную компенсацию от самого банка!
Дорогие друзья! В ваших же интересах: финансово образовывайтесь. Если вы принимаете решение о том, чтобы взять заем в банке, сто раз все взвесьте. Действительно ли эти деньги так вам необходимы? И сможете ли вы выполнять свои финансовые обязательства перед банком?
И помните: безвыходных ситуаций не бывает, а бездействие только усугубит положение!
Сотрудники банка или коллекторского агентства могут запугивать заемщиков, угрожать судом, уголовной ответственностью, однако такие угрозы не имеют сильного веса и их бояться не стоит.
Ага, особенно если банк угрожает подать в суд. В таком случае вообще не стоит пугаться, ведь суд — это отличный способ снижения или вовсе отмены штрафов и пеней по имеющемуся кредиту.
Особенно уголовная ответственность. Это на дурака расчтитано, уголовная ответственность предусмотрена за неуплату налогов и алиментов, а по обычному договору, даже кредитному, только административная.
Кредитные организации могут даже угрожать матерям отобрать у них ребенка и отдать его в детский дом в случае не возврата долга, это может быть еще заявление в органы опеки. Здесь следует понимать, что это запугивание и только психологическое давление.
Одно дело иметь права, а другое — при этом пытаться взыскать долг законным путем. Часто сотрудники банка звонят не только должнику, но его родителям, жене и по-разному запугивают.
Юристы советуют заемщикам внимательно читать кредитный договор перед тем, как его подписать, и уточнять условия, при которых задержка с проплатой не будет считаться нарушением. И не зря.
Если из банков угрожают, на них нужно писать заявление в милицию, эти угрозы не имеют основания. Заемщики должны знать, что любое изъятие имущества возможно только по решению суда.
Можно обратиться к антиколлектору. В этой роли чаще всего выступают юристы, имеющие опыт в судебных разбирательствах с банковскими структурами. Антиколлектор возьмет на себя часть неприятного общения с коллекторской службой, при необоснованности угроз и злоупотреблении полномочиями последних составит за вас жалобу в милицию или прокуратуру.
Проще всего начать запугивать должника или ввести его в заблуждение. Так имеет ли банк на это право? Нет. А будет ли за это что-нибудь банку? Тоже нет, поскольку он имеет право требовать возврата денег. И банк этим пользуется.
Если банк угрожает судом,не стоит бояться таких угроз. Более того, это единственный приемлемый способ, на который должны соглашаться заемщики. Ведь в суде можно снизить размер долга с помощью возражения, уменьшить сумму неустойки, ликвидировать взыскание комиссий.