Добросовестные клиенты перестают погашать кредиты
По словам коллекторов, количество проблемных клиентов у банков с каждым днем возрастает. Если ранее это можно было списать на забывчивость заемщиков в период новогодних праздников или сложности в привыкании к новому курсу рубля, то по завершении первого квартала становится очевидным, что проблема не носит случайный или временный характер. Темпы такого роста вызваны сокращением доходов у населения и увеличением уровня безработицы.
Память не подводит
Среди добросовестных клиентов наиболее частая причина просрочек – забывчивость. Они вспоминают о платеже, когда служба безопасности делает свои первые звонки по «проблемникам». Сейчас ситуация в корне иная. Клиенты помнят о своих кредитах, но платить все чаще им просто нечем. Центральный Банк России подвел итоги и сообщил, что в прошлом году количество просроченных кредитов выросло более чем на 50%.
Почти 6% от всех выданных в 2014 году банками страны средств имеют шанс не вернуться к кредиторам. А всего за первые три месяца 2015 года это значение возросло до 9%.
По данным коллекторских агентств, 20% из всех заемщиков уже имеют проблемы с возвратом кредитов, а к концу года это значение увеличится до 30-35%.
Standard & Poor’s прогнозирует рост доли проблемных кредитов по итогам 2015 года до 17-23%. Также агентством было озвучено значение в 35-40% в качестве возможного, но не столь вероятного сценария.
Сухая статистика
Из-за падения рубля и роста цен на продовольственные товары первыми под удар попали именно кредиты, поскольку иные статьи расходов сократить невозможно.
Был проведен опрос нескольких тысяч заемщиков относительно причин, которые вынудили их испортить себе кредитную историю. Если раньше таковой причиной каждый пятый называл забывчивость, а чуть более 15% не считали нужным платить указанную банком сумму из-за несогласия с её размером, то сейчас причина одна – отсутствие средств. Многие клиенты потеряли работу или у них снизился уровень дохода.
Именно эти два фактора являются главенствующими в результатах опроса. На плохое материальное положение стали ссылаться 38% опрошенных, хотя три года назад их было всего 10%. Потеря работы стала причиной проблем у 20% клиентов против 9% в 2012 году. Сокращение зарплаты отметили 15% заемщиков, а ранее это было поводом для нарушения условий договора только для 5% опрошенных. При этом роста количества откровенно мошеннических схем зафиксировано не было.
Потребительский кредит во главе антирейтинга
Исследования показывают, что в существующих условиях обычный клиент банка тратит примерно 45% от своего дохода на погашение кредита. Значение в 50% в банковском сегменте принято считать критическим, выше которого заемщик уже почти обречен на проблемы. Порог в 30-35% вызывает настороженность. За такими клиентами стараются более внимательно следить и при первых намеках на потенциальные трудности идти им навстречу. Нормальным принято считать ситуацию, когда до 20% ежемесячного дохода идет на погашение кредита.
Наиболее сложными в плане возврата оказались потребительские кредиты. «Хоум кредит» заявляет о значительном росте просрочек в сегменте займов наличными. Под удар попали преимущественно кредиты на сумму от 100 000 до 500 000 рублей. Банковские карты также создали новые трудности, но суммы более скромные – до 200 000 рублей. А вот кредиты на электронику, мебель и прочие товары выплачиваются клиентами этого банка пока вовремя.
«Московский кредитный банк» также жалуется на трудности с возвратом кредитов, оформленных без обеспечения. Но стоит также отметить, что увеличилось количество обращений от добросовестных клиентов, которые ищут пути по реструктуризации или просят об отсрочке платежей. К счастью, банк понимает сложность ситуации и старается найти выход, который удовлетворит все стороны отношений.
«Нордеа Банк» в лице председателя правления также прогнозирует рост количества проблемных кредитов. По его словам, экономика еще не успела восстановиться после кризиса, но снова столкнулась с проблемами. Такое наложение двух черных полос в итоге затащит отечественный банковский сектор на дно, выбраться из которого в ближайшие годы не получится.
Этого и стоило ожидать. Банки так рекламировали потребительские кредиты и давали их каждому желающему, не сильно утруждая себя проверкой, что это за заемщик. И вот по мелочи накопился ком проблем.
Да, сейчас в стране такая ситуация с сокращением людей и задержками с выплатой зарплаты, что людям некуда деваться, они просто вынуждены задерживать оплату кредита в ожидании своей зарплаты.
Это ужасно. люди просто скатываются в нищету. если уж добросовестные клиенты не могут платить по обязательствам, то что говорить об остальных?
Мы пока нормально платим по кредитам. Конечно, приходится немного урезать семейный бюджет, но зато накупили до подорожания техники в кредит и теперь ею пользуемся.
Не замечал проблем с выплатой кредитов за бытовую технику и на мелкие суммы среди своих знакомых. Все исправно платят и никаких проблем.
Полагаю, банкам стоит задуматься, и сделать вывод, что раз даже надежные и добросовестные люди не могут выплатить кредиты, то надо идти заемщикам навстречу и снижать ставки.
Да ну, кто же в наше время будет идти заемщикам навстречу? Добросовестные плательщики — единственная надежда банков вернуть часть своих денег.
Не думаю что банки будут снижать процентные ставки для населения. Скорее будут нанимать больше юристов, что больше дел по задолженностям передавать в суды. А там редко что решается в пользу обычного человека.