Куда подать жалобу на банк при нарушении прав клиента и как ее составить

Более 450 банков работает на территории России, предоставляя частным лицам и компаниям различные финансовые услуги. Увы, но не всегда права клиентов соблюдаются в полной мере. И довольно часто люди вынуждены жаловаться на банк. Но перед тем как подготовить обращение нужно определиться с его адресатом.

Куда можно пожаловаться на банк?

Куда можно пожаловаться на банк?Клиент банка, который остался недоволен оказанными услугами или считает, что его права были нарушены может написать жалобу на банк. Но чтобы обращение было эффективным, надо правильно определиться с его адресатом.

Рассмотрим, в какие организации можно жаловаться на банк:

  • Центробанк;
  • Роспотребнадзор;
  • Роскомнадзор;
  • ФАС;
  • Финансовому омбудсмену.

Это не значит, что стоит жаловаться на действия банка сразу во все возможные инстанции. Подобные действия, всего скорее, дадут результата меньше, чем правильно подготовленное обращение, адресованная в надлежащую службу.

Центральный Банк

ЦБ РФ контролирует и регулирует банковскую деятельность. Именно в нем принимаются решения относительно отзыва лицензий. Фактически это единственный госорган, которого банки опасаются по-настоящему.

Направить обращение в ЦБ можно одним из следующих способов:

  • Обычной почтой. Письмо необходимо отправить на официальный адрес ЦБ РФ в Москве или в адрес его региональных управлений. При этом нужно учитывать, что доставка почтового отправления занимает определенное время и решение вопроса из-за этого может несколько затянуться.
  • Онлайн. Центральный Банк, как и большинство других государственных структур, принимает обращение от граждан через интернет на официальном сайте. Оно может быть адресована как в Центральный аппарат, так и в адрес одного из региональных управлений. Текст сообщения не должен превышать 5000 символов. Всю дополнительную информацию можно подгрузить в виде файлов.
  • Личное вручение на приеме. Все территориальные управления ЦБ РФ ведут прием граждан по различным вопросам. На них также и подать жалобу.

Написать жалобу на банк в ЦБ РФ полезно в любом случае. Даже если в итоге вопрос удастся решить другим путем или обращение будет переадресовано в другие органы, в Центральном Банке фиксируют каждое заявление по кредитным организациям и в дальнейшем могут «припомнить» нерадивому банку его поведение.

Но стоит учитывать, что ЦБ РФ не вмешивается в договорные отношения клиентов с действующими кредитными организациями. Он не исполняет функции судебного органа.

Роспотребнадзор

РоспотребнадзорЗадача Роспотребнадзора не только заниматься контролем за качеством продуктов или отсутствием в продаже санкционных товаров. Он выполняет более важную функцию по защите прав потребителя.

Важно! Представителям организаций жаловаться на действия банка в Роспотребнадзор нет смысла. Их отношения с кредитной организацией не подпадают под законодательство «О защите прав потребителей».

Жаловаться в Роспотребнадзор есть смысл, если банк оказал некачественные услуги, не предоставил полной информацией по продукту перед заключением договора или другим образом нарушил права потребителя.

Написать жалобу на банк в Роспотребнадзор удобней всего на официальном сайте госоргана. Но человек может и лично посетить прием граждан. Найти отделения Роспотребнадзора можно практически в любом российском городе. В некоторых случаях специалисты госоргана оказывают потребителям помощь в защите своих прав и интересов в судебном порядке.

Роскомнадзор

Роскомнадзор не занимается прямым контролем за банковской деятельностью. Но он осуществляет надзор в сфере охраны персональных данных. Если без согласия клиента его данные стали доступны третьим лицам или банк использует их для целей, не установленных соглашением, то стоит сразу обращаться именно в этот государственный орган.

Еще одним поводом для обращения в Роскомнадзор могут стать нарушения при взысканиях просроченной задолженности. Например, написать в него обращение стоит, если банк отказывается удалить номер человека, неимеющего отношения к просроченной задолженности или осуществляет звонки чаще норм, оговоренных законом.

При подаче жалобы в Роскомнадзор желательно прикладывать доказательства нарушения прав конкретного человека. Это может быть запись разговоров, детализация разговоров, предоставленная операторами связи и т. д.

Направить обращение в Роскомнадзор можно одним из следующих способов:

  • на официальном сайте, перейдя по баннеру «Сформировать обращение»;
  • письмом по обычной почте;
  • по телефону справочно-информационного центра.

Последние 2 способа использовать стоит только при отсутствии доступа к интернету. При отправке жалобы по почте на ее доставку уйдет время, а по телефону не всегда можно корректно предоставить информацию и нет возможности переслать документы.

ФАС

Обратиться в Федеральную Антимонопольную Службу клиент может, если банк нарушает требования законодательства о конкуренции. А также в ФАС рассматриваются жалобы на рекламу, размещаемую кредитными организациями. На проверку заявления и предоставления ответа может потребоваться до 30 дней.

Заявление в ФАС можно отправить с помощью официального сайта, а также на специальный адрес электронной почте. Последняя возможность может быть полезна, если требуется одновременно переслать много документов или их объем больше 2 Мб.

Финансовый омбудсмен

Финансовый омбудсмен не являет контрольным или надзорным органом за банковской деятельностью. Он не штрафует банки и не наказывает их другим образом. Скорее он выступает посредником между клиентом и кредитной организацией, помогая решить спорные вопросы. Нужно учитывать, что банк может и не согласиться с рекомендациями омбудсмена.

Иногда именно с помощью финансового омбудсмена клиентам удается добиться разрешения в свою пользу ситуации, когда банк формально прав. Например, некоторые заемщики с помощью посредничества омбудсмена смогли договориться о реструктуризации долга.

Альтернативные способы повлиять на банк

Жалобы не всегда самый эффективный способ решения возникших проблем и устранения нарушений. Они нередко вызывают только негативную реакцию со стороны кредитной организации, а реального результата не приносят.

Рассмотрим, какими альтернативными способами решения проблем может воспользоваться клиент:

  • Обращение к руководству банка. Нередко неправильные действия банка вызваны не правилами или инструкциями, а неграмотными действиями сотрудников. В этом случае добиться решения проблемы значительно проще и быстрее через жалобу руководству. Оформить ее можно на официальном сайте банка или по телефону контактного центра. Большинство банков внимательно проверяет все поступившие жалобы и обращения, а затем направляет клиенту ответ о принятых мерах. Заявление можно отправить также по обычной почте на адрес головного офиса кредитной организации.
  • Размещение жалоб в интернете. Конкуренция на рынке банковских услуг довольно жесткая и большинство кредитных организаций следят за своим имиджем. Они стараются урегулировать вопросы с клиентами, разместившими негативные отзывы на профильных сайтах максимально быстро. Некоторые кредитные организации организуют даже горячие линии на специализированных ресурсах. Помогают решить вопросы на них уже специалисты неимеющие отношения к конкретному отделению и на удивление часто подобные обращения позволяют очень быстро решить даже затянувшиеся проблемы.
  • Обращение с иском в суд. Подача искового заявления и защита своих интересов в судебном порядке фактически самый действенный способ решения проблемы для клиента, чьи права или интересы были нарушены банком. Самостоятельно добиться нужного решения в суде бывает довольно сложно, рекомендуется привлекать к составлению иска и в судебные заседания профессионального юриста, уже имеющего опыт решения подобных вопросов. При самостоятельно защите интересов есть риск, что клиент не сможет разобраться с проблемой из-за недостаточного знания законов или давления юристов банка.

Решить любую проблему возможно. Клиенту банка главное – не боятся проявлять твердость и обращаться с жалобами для защиты своих прав и интересов в различные инстанции. Многие государственные органы изначально встают на сторону простых потребителей банковских услуг и помогают в разрешение вопросов и проблем. Но все же не стоит забывать о попытках разрешить ситуацию путем простых переговоров с представителями кредитной организации.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет оценок)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *