Социальные сети – помощники банков в изучении будущих заемщиков
Социальные сети для многих сегодня стали настолько «родными и близкими», что люди через них готовы делиться со всем миром практически всей своей личной жизнью. Однако такое отношение может для них в один прекрасный день обернуться отказом в выдаче кредита. Вы удивлены? Но с некоторых пор кредитные организации используют социальные сети как один из вариантов оценки будущего кредитозаемщика.
На этот шаг банки толкнул всевозрастающий рост задолженности по кредитам. Ведь сумма просроченных займов уже давно перевалила за один триллион рублей. И в то время, когда коллекторы пытаются всеми правдами и неправдами «выбить» деньги из должников, банки повышают требования для тех, кто оформляет кредит.
Создание «портрета» заемщика при помощи скоринга
Специалистами разрабатываются специальные анкеты, где каждый заполненный пункт получает соответствующий бал. А затем на основе этих данных будущие клиенты ранжируются.
Как правило, банки применяют уже разработанные скоринговые программы. Спрос на них все время увеличивается, особенно среди кредитных организаций, деятельность которых в основном сконцентрирована на выдаче срочных потребительских кредитов. Ведь если при оформлении ипотеки или автокредита у банка остается залог (обычно то имущество, что приобретается), то по потребительским займам как раз и отмечается самый высокий процент задолженности.
Если еще несколько лет назад основным пунктом в скоринге являлись сведения из БКИ, то сегодня все больше банки прибегают к «нетрадиционным» источникам, а именно — отслеживают заемщиков в «Одноклассниках», «Вконтакте» и в других соцсетях.
Изучив профиль заемщика в соцсетях, финансовым организациям удается узнать не только его анкетные данные, включающие сведения о семейном положении, месте учебы или работы, ближайших родственниках, но и гораздо более обширную информацию.
Например, по мнению специалистов банка, дата регистрации данного аккаунта, его активность, количество друзей может рассказать о том, что человек реально существует. Вся полученная информация о заемщике разделяется условно на две группы: «за» и «против» и тщательно анализируется.
Так в пользу заемщика будет говорить совпадение семейного положения с данными, указанными в паспорте, активное общение в сети, сведения о покупке дорогой техники или личных вещей. Часто пользователи выкладывают фотографии своей машины (хорошо, если она будет достаточно дорогой и новой) или фото семейного отдыха на фешенебельных курортах. Любая положительная информация, выложенная в сетях и рассказывающая о платежеспособности заемщика – это дополнительный плюсик к одобрению на получение кредита.
А вот к значительным минусам можно отнести сведения о потере работы или разводе, членство в группах: «Как обвести вокруг пальца коллектора», «Как спрятаться от долгов» или других подобных, фотографии, где вы изображены в пьяном виде, в общем, любая негативная информация, раскрывающая вас с плохой стороны.
Отношение социальных сетей к действиям банков
Еще месяц назад Facebook запатентовал и собрался предложить банкам специальную систему, с помощью которой финансовые организации могут отслеживать близкое окружение будущих заемщиков и их платежеспособность. Узнав о финансовой состоятельности «друзей» заемщика, соцсети будут доводить эту информацию до банков, а те в свою очередь решать, выдавать ли кредит данному человеку. Пока еще эта программа не запущена и когда это произойдет Facebook не сообщает.
В отличие от Facebook, российские соцсети еще не готовы к такому сотрудничеству с кредитными организациями. Нет, они не отказывают в помощи банкам, но согласны предоставлять ее только на законных основаниях. Для скоринга банки могут использовать только те сведения, которые пользователь выложил в открытый доступ. Информация, скрытая настройками приватности разглашению не подлежит.
Приживется ли данный зарубежный тренд, говорить пока рано. Но вот о том, что с развитием интернет-коммуникаций границы приватной конфиденциальности значительно стираются, следует думать уже сегодня.
Поэтому всем пользователям нужно внимательней относится к информации, выкладываемой ими в соцсетях. Ведь зачастую даже тех, казалось бы безобидных сведений, которыми вы поделитесь с друзьями, бывает достаточно, чтобы составить ваш неблагополучный скоринговый «портрет». А вдруг вам придется в скором будущем оформлять кредит? Помните об этом.
При скоринговой оценке каждый банк выбирает определённые, значимые для него параметры заёмщика. Этих параметров может быть очень много, косвенным, а то и прямым образом их можно увидеть в анкете.
Скоринг теоретически может условно делить людей на тех кто платит лучше и тех кто платит хуже. Для определения кредитного риска(вероятности дефолта) скоринг нужно калибровать.
Для определения кредитного риска(вероятности дефолта) скоринг, а точнее скоринговую модель совсем не нужно калибровать)
Напомню, калибровка модели заключается в переводе модели в шкалу (скоринговую карту или рейтинг).
При построении скоринговой карты необходимо преобразовать регрессионные коэффициенты (веса характеристик заемщика) в баллы.
Для построения скоринговой карты используются два показателя:
количество баллов, которое удваивает шансы стать хорошим заемщиком;
значение, в которой достигается заданное отношение шансов хороших к плохим. При построении рейтинга нужно перевести вычисленные вероятности дефолта в рейтинговые классы.
Я новый клиент банка Связной. По скорингу дали небольшой лимит на кредитке. Стоило средствам на счете приблизиться к концу, как Связной Банк увеличил кредитный лимит) Приятно))
Не увеличивают, насколько знаю, только тем, у кого изначально 0
мне поднимали несколько раз с 40т до 120т, правда лимиты раньше выбирал каждый месяц, а то и несколько раз в месяц.
По скану моего паспорта в Связном банке с полностью фальшивыми данными, записанными в анкете, выдали карту на 80 000 и обналичили.
Сделали это мошенники. По решению суда этот договор признан ничтожным. Однако ведь прошло!
Помогите, пожалуйста, дорогие сотрудники ВТБ банка! Пишу дипломную работукак раз по скоринговой оценке клиента. Это правда, что кредитный скоринг в банке ведется исключительно вручную?
Я думаю, что этот способ (построение скоркарт) нужен там, где кредитные контролеры проверяют работу скоринговой карты руками. Еще есть инерция «потому что так принято». Есть огромное влияние американского опыта (опыт кредитных бюро, предлагающих покупные скоркарты и да, разумеется для них продажа скоркарт российским банкам — это хороший бизнес).
Не очень понятно, зачем нужна такая сложная методика подсчета баллов. Ну вот решительно не понимаю, зачем это нужно. Так же, как и не понимаю, зачем нужно делать положительные коэффициенты. Как только появится практик, который внятно это объяснит, тут же станет понятно как их переводить.